Интервью

07 февраля 2011 года
Со Иль Тэ, президент корпорации Korea Trading & Industries Co. Ltd.

Российскому судоремонту нужно подтянуть инфраструктуру

Со Иль Тэ, Президент корпорации Korea Trading & Industries Co. Ltd.

С развалом некогда могучего советского судоремонта дальневосточному рыбопромысловому флоту волей-неволей пришлось искать пристанища у ближайших соседей. Южнокорейские судоверфи с радостью оказали гостеприимство столь выгодным заказчикам, постепенно перетянув на себя солидную долю судовладельцев и обеспечив свои мощности работой на годы вперед. Чем так привлекает рыбаков ремонт за границей и могут ли российские предприятия в ближайшем будущем составить конкуренцию корейским заводам? На эту тему РИА Fishnews.ru побеседовал с Со Иль Тэ, президентом корпорации Korea Trading & Industries Co. Ltd., одним из базовых направлений деятельности которой является судоремонт, модернизация и переоборудование различных видов судов.

– Как представлено судоремонтное направление в структуре корпорации KTI? Каковы его масштаб и специализация? Какие виды ремонта вы выполняете и какие типы судов можете обслуживать?

– Главный офис холдинговой компании Korea Trading & Industries Co. Ltd. расположен в Пусане (Республика Корея). Чтобы создать заказчику наиболее комфортные условия, мы предоставляем ему услуги агентирования, поставляем судовое снабжение, консультируем по финансовым и другим вопросам. Наша дочерняя компания О&Р занимается глобальным техническим менеджментом, а именно: отвечает за разработку технической документации, контролирует работу субподрядчиков и процесс судоремонта, обеспечивает техподдержку, безопасность и техническое обслуживание проекта.

Еще одна наша организация, действующая на территории Китая, специализируется непосредственно на судоремонте. Посредством привлечения корейских, российских и квалифицированных китайских специалистов, а также используя новаторские решения и опыт компании KTI, она решает технические, административные вопросы и вопросы техобслуживания.

В среднем в год мы ремонтируем около 50 судов в Южной Корее и столько же в Китае. Нам доводилось работать с российскими рыболовными судами типа БАТМ, БМРТ, РТМ, СТР, СРТМ, а также судами европейской постройки типа стеркодер, в том числе и в части разработки технической документации для переоборудования производственных цехов и модернизации рыбодобывающего оборудования. На предприятии в Китае, используя южно-корейский опыт, наша компания не только занимается переоборудованием, но и является ведущим специалистом по выполнению работ по изготовлению второго дна у танкеров, наращиванию длины судов, замене главных и вспомогательных двигателей.

В настоящее время мы развиваем сотрудничество с компаниями Мексики, Перу, Чили, Эквадора и других южноамериканских стран в сфере строительства новых тунцеловов в Китае и находимся на стадии подписания контракта. Компания KTI осуществляет полный технический менеджмент проекта, включая разработку технической документации, пакета документов по международному договору, финансирование, технический контроль, командирование южнокорейских специалистов.

– Как давно вы работаете с российскими судовладельцами? Какой процент из них составляют рыбаки? Есть ли среди них постоянные клиенты?

– Мы сотрудничаем с российскими рыболовными компаниями уже более 15 лет. Многие наши партнеры ремонтируют свои суда не только в Корее, но и в России. Они обращаются к нам, если с ремонтом в России существуют технические сложности и ограничения по срокам. В целом на долю рыбопромысловых судов приходится свыше 60% общего судоремонта. Причем в Южной Корее мы в основном производим ремонт рыболовных судов, а в Китае – транспортных.

– Даже плановый ремонт судна, а тем более модернизация – весьма затратные мероприятия. На каких условиях вы сотрудничаете с рыбаками, есть ли какие-либо льготы или отсрочки?

– Мы стараемся подобрать для наших клиентов удобные условия оплаты в зависимости от длительности сотрудничества с судовладельцем, степени взаимного доверия, размеров компании, возможностей дальнейшего взаимодействия. Безусловно, наши постоянные партнеры находятся в более привилегированном положении, это касается как условий оплаты, так и ценовой политики. К тому же в отличие от других южнокорейских компаний, в случае если мы видим перспективу в переоборудовании судна, мы можем сами инвестировать такие проекты.

– Какие технологии и оборудование применяются при ремонте и модернизации судов? Не возникает ли сложностей при работе со старыми судами?

– Южная Корея обладает лучшей в мире инфраструктурой для судостроения и ремонта судов. Инфраструктура Китая тоже не на последнем месте. Компания KTI полагает, что на современном этапе судоремонта и переоборудования судов главное – это не столько наличие комплектующих, сколько качественное программное обеспечение. Как и в случае с судоремонтом, своевременная разработка технической документации для переоборудования и установки второго дна, а также финансовое планирование, сроки и качество оказывают большое влияние на конкурентоспособность в сфере перевозок, рыбной ловли и в целом отражаются на бизнесе предприятия.

Разработка проектной документации крайне важна в таких аспектах, как мореходные качества судна и условия промысла, а также влияет на контроль рабочего процесса, цену и качество. При получении заказа на переоборудование судна мы выслушиваем мнение судовладельца, проектировщиков, специалистов по рефрижераторным установкам, электрической части, плотников, инженеров, представителей регистра РФ и непосредственных участников промысла. Путем моделирования производственного процесса выясняем проблемные стороны проекта, затем собираем предложения по их решению. Тщательная подготовка проекта позволяет уменьшить сроки, избежать многих ошибок, а также снизить расходы судовладельца. Применительно к рыбопромысловым судам компания KTI не ограничивается одной только установкой оборудования, а стремится обеспечить максимально комфортную работу экипажу, добиться увеличения производительности и стабильных уловов судна. Качественные комплектующие, креативное программное обеспечение, простота, умение учитывать требования клиентов, контроль над процессом производства – все это позволяет говорить о компании KTI как об «Apple» в секторе судоремонта.

Поскольку возраст российских судов в последнее время вырос, судоремонт является сложным, трудоемким и опасным занятием. Поэтому молодые перспективные корейские специалисты все чаще выбирают судостроение, уменьшается среди молодежи и количество желающих работать в море. Думаю, что в России существуют аналогичные проблемы. Напротив, в Китае в данный момент многие молодые люди заинтересованы в получении навыков судоремонта. Если эти огромные трудовые ресурсы наработают приличный опыт в этой сфере, то составят большую конкуренцию южнокорейским коллегам. В этом случае Южная Корея может сдать Китаю ведущие позиции в судоремонте.

В результате самая большая проблема при ремонте старых российских судов кроется в отсутствии подготовленных кадров. В связи с чем мы планируем вкладывать деньги в обучение специалистов в Республике Корея, КНР и России. В Китае наиболее способных молодых людей мы намерены отправлять на стажировку на южнокорейские предприятия, а в России утвердим стипендию для студентов морских специальностей, внося тем самым вклад в обучение специалистов в области судоремонта.

– Какая квалификация у сотрудников компании KTI? Где вы набираете специалистов? Работают ли у вас россияне? Как вы в целом оцените уровень подготовки специалистов в области судоремонта как инженерных, так и рабочих специальностей в Южной Корее и в России?

– Естественно, наши сотрудники обладают обширными техническими знаниями и опытом судоремонта. По сравнению с другими компаниями наш персонал более креативный и получает дополнительные знания в сфере управления. К тому же в компании KTI сотрудники говорят на русском, японском, китайском и английском языках. У нас много опытных инженеров, которые концентрируются именно на процессе судоремонта и прекрасно находят общий язык с клиентами. В нашей компании работает много российских специалистов, причем они не только трудятся в российских филиалах, но и часто ездят в командировки в Южную Корею, в Китай. Кроме того, у нас много и китайских специалистов.

На мой взгляд, российских инженеров, как правило, отличает высокий уровень технической грамотности и талант, а также твердые базовые знания. Однако в вашей стране необходимы долговременные вложения в систему поставок комплектующего оборудования, инфраструктуру доков, материалы. Для получения в короткие сроки нужных запасных частей, для развития такой важной сферы, как программное обеспечение, не ограниченной только судоремонтом, необходимо общее развитие возможностей технического менеджмента.

– Каковы ваши планы на дальнейшее сотрудничество с Россией?

– На сегодняшний день в России существуют компании высокого уровня, специализирующиеся в отдельных областях судоремонта, но нет компаний, которые бы были конкурентоспособны сразу в нескольких направлениях. В Европе и Южной Корее уже давно используется принцип привлечения сторонних организаций к ремонту судов и поставкам снабжения, происходит профессиональное сотрудничество в техническом менеджменте.

Компания KTI планирует и в дальнейшем работать с российскими судоремонтными компаниями. При условии выхода на достаточные объемы сотрудничества мы планируем создать комбинированную сеть по судоремонту в России, Южной Корее и Китае, осуществляющую консолидированные закупки, обладающую общей системой контроля персонала. Она позволит улучшить систему обмена знаний между российскими, корейскими и китайскими специалистами, уменьшить стоимость продукции посредством стабильных заказов и предоставлять судовладельцам быстрый, простой, дешевый и эффективный сервис в сфере судоремонта в любой из этих стран. Укрепление сотрудничества с Россией является важным фактором для того, чтобы Korea Trading & Industries Co. Ltd. стала лучшей в мире компанией в сфере технического менеджмента.

Анна ЛИМ, РИА Fishnews.ru

Февраль 2011 г.