От первого лица

23 апреля 2013 года
Александр ФОМИН

Будем участвовать в выполнении поручений Президента

Александр ФОМИН, Президент ВАРПЭ

26 марта состоялось внеочередное общее отчетно-выборное собрание членов Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров. На нем были подтверждены решения Совета ВАРПЭ о приеме в состав ассоциации 46 предприятий и об исключении из ее рядов 37 организаций по причине «утраты связи» и «отсутствия заинтересованности», а также по желанию самих заявителей. Таким образом, количество членов крупнейшего отраслевого объединения достигло 86. Участники заседания выбрали новое руководство ассоциации. Президентом и председателем Совета ВАРПЭ единогласно избран Александр Фомин, занимавший до этого момента должность заместителя руководителя Росрыболовства. В интервью РИА Fishnews.ru он рассказал о приоритетных направлениях работы ассоциации и о своем видении стоящих перед ней задач.

– Александр Владимирович, 26 марта вас избрали президентом Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров. До этого момента вы много лет были государственным чиновником весьма высокого ранга. Новый пост – руководителя общественной организации – предполагает изменение стиля работы, подходов к решению задач по развитию отрасли?

– Конечно, работа чиновника и работа на руководящем посту общественной организации – это разные вещи. Первое в какой-то степени проще – существуют административные регламенты, определенный порядок принятия решений. Поэтому безусловно, деятельность в качестве президента ВАРПЭ предполагает изменения, в том числе и в стиле работы.

Нужно понимать, что сегодня в ассоциацию входят крупнейшие предприятия отрасли, которые возглавляют опытные грамотные управленцы, поэтому прямое руководство тут невозможно. Значит, надо выстраивать работу таким образом, чтобы объединить их для решения конкретных задач, которые затрагивают всех рыбаков. Важно, с одной стороны, защищать интересы каждого члена ассоциации, а с другой, – стараться, чтобы эту работу не свести к лоббированию интересов отдельных компаний.

В принципе я всегда старался организовать работу системно, и в данном случае не намерен изменять своим принципам. Большое внимание мы планируем уделять аналитике, нам нужны точные цифры и данные, характеризующие реальное состояние отрасли. Аналитический подход будет применяться при подготовке программных предложений и поиска путей решения проблем. На первом этапе необходимо организовать эффективную работу совета ВАРПЭ, определить приоритетные цели и задачи работы ассоциации и активно их исполнять.

Среди первоочередных задач также выстраивание конструктивного взаимодействия с Федеральным агентством по рыболовству, с Минсельхозом России и с другими органами государственной власти, которые имеют отношение к рыбной отрасли. Немаловажное значение имеет и работа со СМИ, которую также будем развивать.

– На оптимизацию направлены и изменения в составе совета ВАРПЭ, которые произошли на недавнем общем собрании ассоциации?

– Действительно, как вы обратили внимание, по результатам собрания, во-первых, существенно сокращен состав совета, сегодня в него входит 13 человек. Во-вторых, мы будем вносить изменения в устав и учредительные документы ВАРПЭ, приводить их в соответствие с действующим законодательством, конкретизировать цели и задачи ассоциации в соответствие с реалиями сегодняшнего дня (устав ВАРПЭ не менялся с 1995 года). Необходимо также предусмотреть повышение оперативности принятия решений Совета, необязательно каждый раз собирать совет в Москве, можно использовать современные коммуникативные формы, проводить обсуждение и заочно.

Думаю, что мы будем поддерживать постоянную связь с членами Совета, а при необходимости общаться напрямую и с другими членами ассоциации в регионах. В конце концов никто не знает проблем отрасли лучше, чем сами рыбаки. Для меня главное – правильно донести их и проследить, чтобы все эти особенности были учтены при принятии органами государственной власти решений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса. Члены Совета это хорошо понимают и давно ведут такую работу в регионах, но она должна быть скоординирована и мы должны действовать сообща единым блоком.

– Понятно, что вы перестали быть высокопоставленным чиновником Росрыболовства совсем недавно и вам, возможно, не очень комфортно давать оценку работы данного ведомства. И тем не менее, позвольте спросить, что на ваш взгляд Росрыболовству удалось за последние лет пять, а что требует доработки.

– Согласен, давать оценку работе собственного ведомства не очень корректно, но если не размениваться по мелочам… В целом я хотел бы отметить, что Росрыболовство последние годы работало достаточно эффективно. Сегодня выстроена эффективная система управления ресурсами. Я не буду рассказывать всю предысторию, но сейчас у нас действительно есть, в первую очередь, прозрачный механизм доступа к ресурсу путем распределение квот. Удалось даже ввести некие экономические льготы – это и освобождение от уплаты пошлин, и единый сельхозналог для предприятий с численностью работников до 300 человек и т.д.

Все эти меры в совокупности с долгосрочным закреплением квот и рыбопромысловых участков сыграли положительную роль. В результате мы вышли на уровень добычи более 4 млн. тонн. Прирост уловов на миллион тонн – на четверть – показывает, что решения и меры, которые были приняты в области развития рыбохозяйственного комплекса, - верные. По большому счету, я считаю, что это заслуга Правительства, Росрыболовства и всех рыбаков, которые откликнулись на это своим трудом.

Что же касается неудач, то опять-таки если не мельчить, то, на мой взгляд, самое большая неудача – это то что Росрыболовству не удалось сохранить самостоятельность в виде отдельного органа исполнительной власти. Переход на двухступенчатое управление рыбохозяйственным комплексом – через Минсельхоз России – существенно снизил эффективность работы. Сложно сказать, кто в этом виноват, тем более что такое происходит не первый раз. Тем не менее, думаю, что среди причин произошедшего можно назвать и недостаточно плотное взаимодействие общественных объединений рыбаков в отстаивании своей позиции.

Будем работать с учетом существующих реалий. Надеюсь, что нам удастся организовать эффективное сотрудничество и с Федеральным агентством по рыболовству, и с Министерством сельского хозяйства России. Но все-таки двухступенчатая система управления рыбохозяйственным комплексом – неудачное решение. Российские рыбаки всегда выступали и будут выступать за прямое подчинение Правительству, тем более что имеющийся опыт показал высокую эффективность управления отраслью с курирующим отрасль вице-премьером, на которого непосредственно замыкалось Росрыболовство. Причем, хотел бы обратить внимание, что именно во время кризиса, когда все отрасли экономики стагнировали, рыбохозяйственная отрасль демонстрировала рост добычи, объемов производства, увеличение инвестиций и заработной платы работников.

– В каких еще направлениях отраслевая ассоциация формата ВАРПЭ может быть полезной Росрыболовству?

– В рамках реформы ВАРПЭ нам не хотелось бы размываться на расширение ассоциации за счет включения новых членов из других сфер деятельности. Моя позиция, хотя это конечно будет решать Совет и общее собрание ассоциации, что ВАРПЭ должна быть ассоциацией рыбаков, то есть людей, которые непосредственно добывают биоресурсы, занимаются рыболовством. Хотя рыболовство у нас по закону понятие достаточно емкое, оно включает, в том числе добычу, переработку, хранение, но именно своей продукции. Решать проблемы переработчиков, которые работают на импортном сырье и не добывают рыбу, нам не интересно, они даже скорее наши конкуренты.

Поэтому во всем, что касается вопросов рыболовства, предполагается взаимодействовать с Росрыболовством. Это участие и в подготовке проектов законодательных актов, которые улучшают положение рыбаков, подготовке других нормативных правовых актов, участие в разработке и реализации отраслевых программ. Безусловно, мы также будем готовить аналитику по экономическим показателям работы организаций, входящих в ВАРПЭ – то, чего так не хватает сегодня в агентстве. Думаю, необходимо выйти на регулярный обмен информацией для четкого взаимодействия по любым возникающим вопросам. Я надеюсь, что эту систему удастся выстроить, во всяком случае, пока такое обоюдное желание имеется и у руководства Росрыболовства, и у ВАРПЭ.

– В чем, по вашему мнению, заключается основная миссия ВАРПЭ?

– Сегодняшняя ВАРПЭ – это более 80% российских рыбаков. Рыбаки – это мужественные люди, которые, несмотря на сложные условия труда, каждый день ловят рыбу и кормят население нашей страны и других стран. И они хотят, с одной стороны, уважения к своему честному труду, а с другой, – достойного уровня жизни. И основная миссия ВАРПЭ заключается в объединении усилий членов ассоциации в достижении этих целей. Необходимо сохранить все лучшее, что уже сделано и решить имеющиеся проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие рыбохозяйственных предприятий, а значит и всей рыбной отрасли. Наша главная задача – это выстраивание эффективных механизмов взаимодействия с органами государственной власти и участие в принятии правильных решений, которые будут способствовать развитию бизнеса. А чем крепче бизнес, чем лучше работают рыбопромышленники, и чем больше у них доход, тем лучше государству.

– На общем собрании ВАРПЭ одной главных причин, по которым не удалось выполнить ряд задач, поставленных в предшествовавший период, называлось отсутствие должной консолидации в рядах самого отраслевого сообщества. На сегодняшний день ассоциация объединяет 86 предприятий и организаций различного профиля – у всех разные проблемы, разное видение их решения. Как вырабатывается консолидированное мнение в такой ситуации, ведь процесс не должен быть затяжным?

– Во-первых, здесь самое важное – не размениваться по мелочам, а правильно выбрать приоритеты и определить те цели, которые необходимо достичь. Эти цели должны быть общими для всех членов ассоциации, и если они будут правильно сформулированы, то работа пойдет в нужном направлении.

Во-вторых, проблема ВАРПЭ была еще и в том, что многие рыбопромышленники не испытывали особого доверия к ассоциации. Теперь, надеюсь, будет по-другому. Об изменившемся отношении лучше всего говорит сам факт того, что в наши ряды вошло 46 крупнейших в стране рыбодобывающих организаций, представляющих Северный, Западный и Дальневосточный рыбохозяйственные бассейны. Пришли мощные компании, которым по плечу любые задачи, а за ними со временем подтянутся и более мелкие предприятия.

За последний год произошло многое, начиная от сомнительной реформы системы управления отраслью и заканчивая озвучиванием с высоких трибун различных новаций, в том числе в части изменения механизма управления рыболовством и распределения квот, который, кстати, у нас один из лучших в мире. Поэтому неудивительно, что произошла такая консолидация.

– Буквально за несколько дней до вашего избрания президент Владимир Путин дал целый ряд поручений, касающихся рыбохозяйственного комплекса. Поручения даны федеральным министерствам, и по некоторым из них, например, о создании на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера, материалы должны быть представлены уже мае. ВАРПЭ будет включаться в эту работу?

– Да, разумеется. Как я понимаю, это только первый блок, поскольку рабочая группа при администрации Президента РФ продолжает рассматривать вопросы развития рыбохозяйственного комплекса, по всей видимости, будут и другие поручения. В целом они даны Правительству для проработки и тщательного анализа текущего состояния и формировании приоритетов дальнейшего развития отрасли, и ВАРПЭ, естественно, будет принимать участие в исполнении этих поручений, а также подготовке необходимых для этого материалов.

Есть отдельные поручения, которые нас беспокоят. Например, формирование приоритетов в распределении квот с учетом производства рыбной продукции глубокой степени переработки, развития перерабатывающих мощностей, наращивания темпов обновления рыболовного флота. Понятно, что государство задумалось о том, чтобы не просто управлять водными биоресурсами, которые мы научились сохранять, воспроизводить, изучать и рационально использовать, но эффективно развивать экономику прибрежных субъектов РФ, с тем, чтобы, видимо, население потребляло больше рыбы, добываемой отечественными рыбаками. В то же время есть спорные вопросы, например «продукция глубокой степени переработки».

– Нас опять тянут к консервам?

– Вы правильно подметили. В принципе, конечно, консервы – важная составляющая, но значительная часть населения относится к консервированной продукции не слишком благожелательно. Более того, структура импорта, поступающего в нашу страну, а к нам завозится 170 тыс. тонн свежей и охлажденной рыбы, достаточно красноречива. Собственно потребитель своим кошельком голосует за то, что он хочет есть.

Сегодня на рынке существует спрос на свежую и охлажденную рыбу, но удовлетворить его силами российских рыбаков не так-то просто. Регионы, которые добывают основные объемы рыбы, находятся далеко от тех районов, где живет потребитель. Наладить бесперебойную поставку продукции в больших количествах в свежем и охлажденном виде по запросу магазинов – крайне трудная задача. Аквакультурным хозяйствам решить ее гораздо проще, здесь кроются большие возможности для отечественных рыбоводов.

Нам не очень нравится некий элемент сомнения в части правильности ранее принятых решений в предоставления налоговых льгот организациям рыбохозяйственного комплекса (здесь речь идет о снижении до 15% от установленных налоговым кодексом ставок оплаты за право добычи водных биоресурсов, а также возможности перехода на уплату ЕСХН предприятиями численностью до 300 человек). Их отмена может существенно усложнить жизнь предприятий, тем более что сейчас Россия является членом ВТО. Поэтому, конечно, ВАРПЭ будет участвовать в этой работе, готовить экономические расчеты, доказывать, что эти налоговые льготы не прошли даром для рыбодобывающих компаний и их нужно сохранить.

Еще одно поручение предусматривает оценку потребности отрасли в строительстве новых судов, возможности обеспечения их строительства российскими судостроительными компаниями, в том числе сравнительный анализ стоимости. С одной стороны, нам очень импонирует то, что об общем пугале – «квотах под киль» – здесь не говорится, но в то же время есть посыл, для того чтобы изучить возможности строительства судов. Безусловно, здесь мы будем работать и в части изучения потребности рыбодобывающих организаций в судах, и в части представления данных по сравнительной эффективности строительства. К сожалению, необходимо отметить, что сегодня в России не развито рыбопромысловое судостроение (за исключением маломерных судов). И принимать решение о создании судостроительной промышленности за счет изъятия квот у рыбаков нельзя. 

– Одно из поручений президента касается распределения квот. Право на добычу увязывается с «определенными обязательствами в части достижения приоритетных целей развития отрасли». Уже известно, какова позиция ВАРПЭ по этому вопросу?

– В последнее время вбрасываются разные идеи: привязать эти квоты, допустим, к строительству судов, к развитию переработки, то есть к неким обязательствам. Но давайте задумаемся, что такое квоты? В принципе квоты – это инструмент управления биоресурсами. Сначала определяется ОДУ – сколько можно выловить, потом этот ОДУ делится на квоты, и контролирующие органы четко следят, чтобы эти квоты не были превышены. Это всего-навсего инструмент ограничений рыболовства и только.

В то же время у нас есть ресурсы, которые не квотируются – «неодуемые» виды, к которым уже никак не привяжешь ни строительство флота, ни другие обязательства. Хорошо, в нашей стране сложилась такая система, но есть и другие методы управления рыболовством. Например, «олимпийский принцип» – дали свисток – все работают, второй свисток – все прекращают промысел. И как здесь привязать судостроение или переработку?

Или давайте посмотрим, кто у нас лидер рыбопереработки. Это Китай. У него вообще нет российских квот, а собственные ресурсы достаточно ограничены. Тем не менее они успешно развивают и судостроение, и рыбопереработку без всяких квот – за счет экономических методов стимулирования. Понятно, что у них есть конкурентное преимущество, прежде всего в стоимости труда, но даже несмотря на это в КНР создана очень привлекательная система стимулов для бизнеса – это и кредиты под низкие проценты, и льготы по налогообложению на начальном этапе деятельности и т.д.

Мне кажется, что в части переработки и нам нужно идти по такому пути, а не изобретать жестких, но малоэффективных мер, обременяющих рыбаков. У нас исторически так сложилось, что многие рыбодобывающие предприятия занимаются не только выловом, а еще и его береговой переработкой, но навязывать, чтобы это делали все, на мой взгляд, неправильно.

– Какие еще ключевые задачи ожидают первоочередного рассмотрения и решения ВАРПЭ?

– Задач много. Во-первых, есть те направления, которые были определены руководством ВАРПЭ до 2015 года, во-вторых, есть решения III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства – там 30 пунктов, в-третьих, есть свежие поручения Президента. Конечно, выполнить все за короткий срок невозможно, поэтому на сегодняшний день наиболее важной задачей является участие в выполнении поручений Президента. Правительству поручено определить приоритетные направления развития отрасли и сроки достаточно ограничены, что еще может быть важнее? Ключевые задачи определены Президентом, этим вопросам и будет посвящено ближайшее заседание Совета.

Анна ЛИМ, газета «Fishnews Дайджест»

Апрель 2013 г.