Интервью

20 марта 2014 года
Алексей СЁМКИН

Высокое качество судового оборудования – требование времени

Алексей СЁМКИН, Директор подразделения морского и дизельного оборудования «Альфа Лаваль»

Техническое состояние рыбопромыслового флота – один из основных критериев оценки состояния всего рыбного хозяйства. Из года в год обсуждается проблема постройки новых судов, создания необходимых для этого условий, но ситуация не спешит меняться. Вместе с тем рыбакам необходимо выходить на промысел каждый день, и для того, чтобы сделать работу в море более эффективной и безопасной, важно поддерживать в хорошем состоянии тот флот, который есть в распоряжении сегодня.

В прошлом году широкое освещение получили несколько крупных проектов по модернизации рыбопромысловых судов, реализованных дальневосточными рыбаками. Их отличительной особенностью стало сотрудничество с ведущим мировым производителем судового оборудования – концерном «Альфа Лаваль». Надежное оборудование фирменного темно-синего цвета знакомо многим отечественным морякам со времен работы на судах советского флота. Но Alfa Laval – это не только история, это синоним современных технологий для моря и берега. О том, что способна предложить компания «Альфа Лаваль» российским владельцам рыбопромыслового флота сегодня, журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал директор подразделения морского и дизельного оборудования «Альфа Лаваль» Алексей Сёмкин.

- Алексей Владимирович, сколько проектов на российских рыбопромысловых судах реализовала компания «Альфа Лаваль» в 2013 году? Какое оборудование судовладельцы приобретали чаще всего?

- Минувший год для компании «Альфа Лаваль» был весьма насыщенным в плане проектов по модернизации судового оборудования. Только на рыбопромысловый флот в 2013 году было поставлено более 20 современных систем сепарации топлива/смазочного масла, более 20 автоматических фильтров, 5 бустерных модулей и 5 вакуумных опреснителей на сумму 2,2 млн. евро. К слову, этот результат оказался аналогичен 2012 году по стоимости реализованных проектов, что говорит о стабильном спросе на оборудование для модернизации судов.

Такой интерес к переоборудованию систем топливоподготовки и очистки масла вполне объясним. Современное тяжелое топливо ускоряет износ всех основных механизмов судна. Но если судовладелец производит замену или капитальный ремонт главного двигателя и дизель-генераторов, то, естественно, он постарается сохранить результат этих серьезных капиталовложений и позаботится о модернизации системы топливоподготовки на борту.

Что касается географии реализованных проектов, то надо отметить, что рыбопромышленные компании Западного и Северного регионов проводили массовую модернизацию своего флота 3-4 года назад. Сейчас большинство запросов поступает нам с Дальнего Востока: в 2013 году на этот регион пришлось 90% всех поставок оборудования от «Альфа Лаваль». Несомненно, таких результатов удалось достичь благодаря активной работе нашего регионального представительства по Дальнему Востоку.

Наибольшее количество проектов в прошлом году было реализовано с ОАО «Океанрыбфлот». Эта компания приобрела большое количество компонентов морского оборудования для своих судов: топливные и масляные сепараторы, самоочищающиеся фильтры; самые современные, компактные и производительные на сегодняшний день опреснительные установки Aqua, а также топливные модули и теплообменное оборудование: охладители, подогреватели, компоненты систем охлаждения и т.д. Решение о закупке нового судового оборудования руководство «Океанрыбфлота» приняло, опираясь на положительные результаты, полученные за последние 5 лет сотрудничества с «Альфа Лаваль».

- Где чаще всего производится установка нового фирменного оборудования, на российских судоремонтных заводах или за рубежом? И каким образом обеспечивается его дальнейшее обслуживание?

- Мы продаем оборудование во многие страны мира, но, если говорить про 2013 год, то большинство поставок было сделано в Южную Корею и КНР. Пусконаладку техники в Дальневосточном регионе и в указанных странах мы доверяем своему авторизованному сервисному партнеру – Дальневосточной судоремонтной компании «Плавающие ремонтные бригады» (ООО «ДСК ПРБ). Также при необходимости в Корее и Китае мы можем задействовать сервисных инженеров местных представительств Alfa Laval. Дальнейшее сервисное обслуживание, как правило, осуществляется силами экипажей.

Конечно, у «Альфа Лаваль» есть и собственная большая сервисная группа. Ее специалисты обслуживают суда всех типов в европейской части России.

В настоящее время компания «Альфа Лаваль» работает над тем, чтобы обеспечить клиентам недорогой, качественный сервис всего спектра нашего оборудования в период межрейсовых ремонтов, с проверкой настроек автоматики и поставкой оригинальных запасных частей. Такой сервис достаточно проводить раз в 1-1,5 года, чтобы обеспечить бесперебойную работу оборудования.

- Какое новое оборудование, услуги «Альфа Лаваль» сможет предложить судовладельцам в текущем году?

- В конце 2013 года компания «Альфа Лаваль» выпустила на рынок новые модификации таких популярных продуктов, как вакуумные опреснители и бустерные модули. Новые модификации имеют большую эффективность и расширенный объем стандартных опций, которые легко подбирать для индивидуального проекта.

Но по-настоящему новым предложением от компании «Альфа Лаваль» стала линейка оборудования под маркой Aalborg Industries. Два года назад концерн Alfa Laval купил это датское предприятие, которое является мировым лидером в производстве судовых котлов. Таким образом, сегодня мы можем предложить нашим клиентам широкий спектр паровых и термальных вспомогательных, утилизационных котлов, водоподогревателей и полный набор запасных частей и сервиса к ним.

В феврале этого года была завершена замена вспомогательного котла на РТМК-С «Борис Сыромятников», недавно приобретенном группой компаний «ФОР». Новая котельная установка типа UNEX CHB 6000 способна полностью обеспечить потребности судна в паре во всех режимах работы, включая производство рыбной муки. Компактные и производительные котлы Alfa Laval Aalborg обладают максимальным КПД – 85%, превосходя по характеристикам аналоги конкурентов. Что важно – достигается такая эффективность не за счет снижения металлоемкости (толщины металла), как это пытаются сделать некоторые производители, а за счет оптимизации процесса горения и точно рассчитанной геометрии топочной камеры. К тому же новые котлы Alfa Laval Aalborg существенно снижают потребление топлива в сравнении со старым котлоагрегатом.

Мы ожидаем, что и другие рыбопромысловые компании заинтересуются возможностью модернизировать подобное оборудование.

- Можете ли вы дать свою оценку активности российских рыбопромышленников в деле модернизации своего флота?

- Судя по имеющимся у нас данным об объемах поставок, активность по модернизации рыбопромышленного флота за последние пять лет особо не изменилась. Год от года меняются лишь регионы и названия компаний, решивших технически совершенствовать флот. Как правило, к нам приходят владельцы судов, на которых прежде уже было установлено оборудование Alfa Laval. Они понимают, что сохранившиеся с постройки судна сепараторы, пускай даже в нормальном состоянии, не способны полноценно поддерживать работу главного двигателя на современном топливе. Но есть и «первопроходцы», которые обращаются к нам впервые, руководствуясь положительными отзывами коллег и результатами более чем вековой работы концерна Alfa Laval на мировом рынке.

В ближайшие годы мы также не ожидаем какого-либо всплеска или падения активности в этом направлении. Первое невозможно потому, что финансирование решений по модернизации флота зависит от многих факторов, начиная от уровня технического управления в компании и заканчивая успехами на промысле. Однако и уменьшения количества проектов в ближайшие три года мы тоже не прогнозируем: новых промысловых судов почти нет, а выходить на промысел надо, поэтому потребность в новом оборудовании снижаться не будет.

- Не возникает ли проблем у экипажей судов с эксплуатацией нового оборудования из-за нехватки навыков?

- Все зависит от качества технического управления в каждой отдельно взятой компании. В обслуживании наше оборудование, конечно, проще, чем главный двигатель судна или дизель-генератор. Но если в копании или непосредственно на судне существует проблема с компетенцией судовых механиков, то сложности возникают.

Хочу отметить, что современное судовое оборудование разрабатывается с учетом тенденций на мировом флоте, среди последних – сокращение численности экипажей и катастрофическое снижение их технического уровня. Поэтому оборудование «Альфа Лаваль» рассчитано на безостановочную работу в течение 4-6 месяцев, до промежуточного обслуживания, которое можно провести в море или в порту, и основного планового обслуживания судна раз в 1-1,5 года. Со своей стороны мы всегда готовы предоставить техническую поддержку, от консультаций и обучения механиков или технического руководства, до проведения ремонтных работ на борту судна.

- Изменилось ли отношение судовладельцев к плановости ремонтных и модернизационных работ? Несколько лет назад вы отмечали, что, как правило, заявки на новое оборудование поступают без учета сроков изготовления, доставки и монтажа оборудования, буквально за пару недель до путины либо прямо во время промысла. Изменилась ли ситуация сегодня?

- Можно сказать, что ситуация меняется в лучшую сторону, особенно в тех компаниях, которые уже имеют опыт модернизации нашего оборудования на своих судах. С такими клиентами составляются предварительные планы, заранее обсуждаются условия поставок и платежей. Это экономит деньги судовладельцам на транспортировку оборудования и дает возможность получать льготные условия по платежам. Со своей стороны «Альфа Лаваль» может гарантировать надежность поставляемой техники и ее максимальную отдачу в работе. Вкупе с высоким уровнем сервиса, который сопровождает клиента на всех этапах производства, установки, запуска оборудования и в течение многих лет его эксплуатации, такой плановый подход является залогом стабильной работы любого заказчика.

Светлана ВАСИЛЬЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Март 2014 г.