Интервью

31 марта 2014 года
Юрий СВЕТЛИКОВ

Прибыль вкладываем в развитие производства

Юрий СВЕТЛИКОВ, Генеральный директор ЗАО «Гидрострой»

Президентом и Правительством РФ взят курс на развитие отечественной рыбопереработки. Пока идет дискуссия об экономических стимулах, кластерах, возможностях и сдерживающих факторах, в Сахалинской области, в селе Озерском Корсаковского района уже приступил к работе самый современный в регионе рыбоперерабатывающий завод по производству рыбных консервов. Переработка – глубже некуда. Рыбколхоз имени Кирова, входящий в структуру «Гидростроя», будет выпускать 20 млн. условных банок консервов в год. На вопросы Fishnews, касающиеся нового предприятия, ответил генеральный директор ЗАО «Гидрострой» Юрий Светликов.

– Юрий Николаевич, с чего все началось, как появилась идея закладки завода и что стало стимулом для его создания?

– К созданию консервного производства в селе Озерском нас подтолкнула сама жизнь, потому что работа на приобретенном нами предприятии – колхозе имени Кирова – ранее носила сезонный характер. Производство функционировало только в период лососевой путины. Но рабочие места должны быть постоянными, и коллектив должен быть занят круглогодично. Мы пробовали заниматься производством пресервов, но это оказалось недостаточно эффективным с экономической точки зрения. В конечном итоге мы пришли к мнению, что необходимо возродить существовавшее когда-то на этом предприятии консервное производство. От появления этой идеи до открытия завода прошло три года.

Дело в том, что весь предыдущий опыт работы «Гидростроя» свидетельствовал о нашем умении эффективно заниматься рыбодобычей и первичной переработкой рыбы – заморозкой. Для нас производство консервов – новое направление, однако новые направления тоже необходимо осваивать, поэтому мы занялись разработкой проекта, насытили его импортным оборудованием, связались с немецкими фирмами, которые нам в этом деле помогли. В результате нам удалось возродить консервное производство, которое, на наш взгляд, уже начинает набирать обороты и выдавать неплохую продукцию.

– Но консервное производство достаточно энергоемкое, а тарифы в регионе немаленькие. Кроме того, поблизости нет жестянобаночного завода, и производство консервов в области сокращалось в том числе и по этим причинам.

– Как раз в связи с тем, что консервное производство сокращалось и одни игроки с этого рынка уходили, другие смогли занять их место и наладить производство.

Нас не испугало отсутствие жестянобаночного производства на Сахалине. Это, конечно, сказывается на себестоимости выпускаемой продукции, но даже с учетом транспортных издержек она находится в пределах разумного.

Откуда завозите банки?

– Пока используем импортные – американские, – но в эту путину мы намерены попробовать банку отечественного производства, изготовленную в Приморском крае. Также подобные банки выпускаются в Республике Корея. В конечном счете выбор производителя будет нами определен исходя из экономической целесообразности.

Что касается энергоемкости производства, то этого никак не избежать, поскольку в консервном производстве на выработку пара необходимы большие затраты. Но все-таки мы надеемся, что со временем пар будет обходиться нам дешевле за счет того, что на Сахалине развивается газовая промышленность и у нас появится возможность построить современную котельную на газовом топливе. Она будет более экономична, чем имеющаяся сейчас и работающая на дизельном топливе. Дизельное топливо с каждым днем дорожает, это просто очень большие деньги «на ветер» – на пар.

– Создание нового производства – это всегда вопрос денег. Как сообщалось, стоимость этого проекта, реализованного на условиях государственно-частного партнерства, составила 1 млрд. 700 млн. рублей. Означает ли это, что у рыбопромышленников в принципе достаточно средств, чтобы строить перерабатывающие предприятия? И расшифруйте, пожалуйста, что в данном случае подразумевается под государственно-частным партнерством. Дело в том, что к такому успешному предприятию, как «Гидрострой», всегда повышенное внимание и многим хочется знать, какую нагрузку и какие объекты взяло на себя государство, а какую часть работ профинансировал «Гидрострой»?

– Этот проект реализован в рамках государственно-частного партнерства, но нельзя сказать, что он включает в себя только создание консервного завода. Скорее, это целый комплекс, частью которого является консервный завод.

Ведь для того чтобы выпускать рыбные консервы, необходимо сначала рыбу поймать. Однако в районе села Озерского нет ни сайры, ни горбуши в необходимых количествах. Сайра в основном добывается в районе Южных Курил, и у нас есть завод на Шикотане, который позволяет обрабатывать и замораживать сайру. Но для того чтобы этот завод мог обеспечить сырьем Озерское, нужно было увеличивать добычу. Нарастить вылов сайры можно только за счет применения нового флота, более крупного и мощного. Вот для обслуживания такого флота и был задуман глубоководный причал на Шикотане. С соответствующим предложением мы вышли тогда к руководству области - совместными усилиями построить на Шикотане глубоководный причал. А все остальное в этом проекте: строительство холодильника на 5 тыс. тонн в Корсакове и строительство в Озерском консервного производства – это наша задача.

И администрация Сахалинской области на это предложение о партнерстве откликнулась, потому что строительством на Шикотане причала решались важные для острова социальные проблемы. Это выгрузка дизельного топлива для выработки электроэнергии на Шикотане, угля и продуктов для населения. Немаловажное значение имеет и возможность захода японских судов в рамках безвизовых поездок в село Крабозаводское. Таким образом, администрация решала социальные и инфраструктурные проблемы населения острова, а мы – свой вопрос функционирования нормального глубоководного причала, к которому могут подходить суда с большим водоизмещением, позволяющие нам увеличить добычу и обработку сырца на Шикотане. В дальнейшем замороженная сайра доставляется в Корсаков, где мы также построили и ввели в эксплуатацию холодильник на 5 тыс. тонн. Там происходит промежуточное хранение рыбы, откуда она доставляется уже в Озерское.

– То есть строительство консервного завода, холодильника в Корсакове и половины причала на Шикотане осуществлялось на средства «Гидростроя»?

– Да, эти средства были нами заработаны и инвестированы. Вы спрашивали: могут ли позволить себе добывающие компании развивать производство. Отвечаю: конечно, могут. Мы работаем, в конце концов, на извлечение прибыли, а полученную прибыль мы вкладываем в развитие своего производства.

– Предполагается, что завод будет загружен круглогодично, в этом случае хватит ли собственного сырья?

– Да, мы планируем круглогодичную работу, чтобы выйти на заданные объемы. Но в дальнейшем все будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, как будет продвигаться наша продукция на рынке. Если нам удастся добиться высокого качества, то сбыт будет обеспечен. Мы уже выпускаем свою сайру, горбушу, сейчас рассматриваем вопрос выпуска консервированной сельди, а также задумываемся о паштетной группе консервов.

Вся изготавливаемая Озерским консервным заводом продукция выпускается под брендом «Курильский берег». Потому что основной район происхождения сырья для консервов – это Курильские острова.

– Вы уже исследовали рынок сбыта? Где можно будет найти вашу продукцию?

– Мы и сейчас занимаемся исследованием рынка. И хотя не являемся специалистами в части маркетинга, считаем, что эта продукция востребована и она найдет своего покупателя. В данное время наша продукция отгружается в Москву и начинает продаваться на Сахалине.

– Имея свежий опыт создания современного перерабатывающего предприятия, можете поделиться мнением о том, что действительно сдерживает развитие этой подотрасли? Или никаких сдерживающих факторов нет и рыбопереработка успешно развивается самостоятельно?

– Мне сложно говорить об этом в масштабах всей отрасли. Но не зря Президент РФ Владимир Путин неоднократно обращал внимание на такой сдерживающий фактор, как излишние административные барьеры для бизнеса. Почему, к примеру, у нас в стране, в отличие от всего остального мира, существует тотальный лабораторно-ветеринарный контроль? Только представьте себе: что означает весь объем вылова – а это свыше 4 млн. тонн рыбы ежегодно – пропустить через лаборатории, хотя смысла в этой операции нет и никто не может объяснить, зачем это нужно. Все понимают, что океаническая рыба безопасна, этот вопрос не вызывает сомнений ни у ученых, ни у потребителей. Тем не менее на контрольные мероприятия тратятся огромные средства, которые могли быть инвестированы в производство – в том числе и в береговую переработку.

Александр ИВАНОВ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Март 2014 г.