Интервью

28 июля 2014 года
Алексей АРОНОВ

Наша цель – вернуть рынок в правовое поле

Алексей АРОНОВ, Исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка

Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка не раз обращала внимание на необходимость формирования эффективной системы контроля за импортной рыбопродукцией. В этом году проблема защиты отечественного рыбного рынка от некачественной рыбы, ввозимой из-за рубежа, и недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, занижающих таможенную стоимость товара, нашла отражение в поручениях президента и правительства. Какие еще шаги намерены предпринять в отраслевом объединении для выстраивания прозрачных и цивилизованных отношений в сфере рыбной торговли, Fishnews рассказал исполнительный директор ассоциации Алексей Аронов.

По итогам совещания в Магадане 23 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору в срок до 22 мая доложить о принятых мерах по соблюдению импортерами требований технического регламента Таможенного союза по содержанию полифосфатов. Располагает ли ассоциация информацией об итогах реализации этого поручения?

– К сожалению, выполнение поручений председателя Правительства, равно как и поручений Президента по развитию рыбохозяйственного комплекса, очень сильно тормозится. По многим направлениям мы в принципе не видим реализации. Это относится и к полифосфатам, которые используются в пищевой промышленности для того, чтобы удерживать воду в продукте. В нашей стране их применение регулируется техрегламентом Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», который, естественно, не распространяется на производителей из стран Юго-Восточной Азии.

Китайские или вьетнамские заводы накачивают рыбу полифосфатами и глазурью, а потом она поступает на российский рынок. В результате наш потребитель страдает дважды: во-первых, сами полифосфаты в повышенной концентрации, мягко говоря, неполезны для здоровья, и, во-вторых, после разморозки такого продукта его реальный вес оказывается значительно меньше указанного на упаковке.

Проблема полифосфатов напрямую связана с превышением требований к содержанию глазури в импортной рыбе и морепродуктах. Чем больше полифосфатов, тем выше количество влаги в рыбе и тем более толстой коркой льда она покрывается. После пересечения границы «вылавливать» такую продукцию в рознице бесполезно, но если граница не будет пропускать рыбу, требования к которой нарушают наши нормативы, то проблема полифосфатов отпадет сама собой.

Мы считаем, что даже в нынешней ситуации, когда на межведомственном уровне координация контроля над импортом рыбопродукции оставляет желать лучшего, можно принять меры, которые будут способствовать выполнению поручений премьер-министра по приведению этих норм в соответствие с техрегламентом Таможенного союза. Хотя определенные шаги по внедрению механизма, ограничивающего ввоз в нашу страну рыбы с завышенным содержанием полифосфатов и льда, по инициативе ассоциации уже предприняты. 

Россельхознадзор начал информировать ветслужбы третьих стран о том, что в графе «Вес нетто» ветеринарного сертификата на экспортируемую на территорию Таможенного союза рыбу необходимо указывать вес чистого продукта – без учета упаковки, льда и т.д. Аналогичной точки зрения придерживается и Евразийская экономическая комиссия. В то же время Федеральная таможенная служба разъяснила, что рассматривает глазурь как неотъемлемую часть товара и при таможенном оформлении необходимо брать в расчет вес с учетом глазури.

Получается, что мы можем контролировать количество глазури, сравнивая информацию, указанную в ветсертификатах, с данными таможни. Ведь позиция ФТС однозначна – ввоз рыбной продукции и в целом пищевых продуктов, которые не соответствуют требованиям Российской Федерации и Таможенного союза, недопустим. Товары с превышением нормы по глазури на территорию Таможенного союза не пропустят. На данный момент это наиболее простое и эффективное решение, которое позволит сделать прозрачной ситуацию с глазурью.

Вопросы глазури поднимались в конце марта на заседании секции «Рыболовство и аквакультура» Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства, однако должного внимания им не уделили, оставив в подвешенном состоянии. Поэтому сейчас наша ассоциация направила обращение министру сельского хозяйства Николаю Федорову с просьбой способствовать проведению повторного обсуждения данной проблемы под эгидой Минсельхоза с участием всех заинтересованных ведомств и отраслевых объединений.

В соответствии с поручениями Президента РФ от 21 мая 2014 года, Правительство должно обеспечить создание и полноценное функционирование центра мониторинга цен на водные биоресурсы на базе одного из федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росрыболовству. Цель – определение достоверной таможенной стоимости ВБР. Как вы считаете, будет ли эффективным создание центра, если говорить о контроле импорта рыбопродукции?

– Мы полностью поддерживаем создание такого центра, поскольку Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка сконцентрирована на борьбе с налоговыми нарушениями при импорте. Мы уже привлекали внимание государства к проблеме занижения цен при импорте американской ястычной икры, чилийского лосося, китайского угря и т.д. В результате наших действий индикативные цены на таможне были скорректированы в сторону увеличения.

Наш цель – сделать этот рынок цивилизованным и вернуть его в правовое поле, для того чтобы таможенная стоимость рыбы и морепродуктов была достоверной и соответствовала той цене, по которой она была отгружена из страны-изготовителя, а не уменьшалась в дороге на треть. Руководство ассоциации уже провело с Росрыболовством переговоры, в рамках которых достигнута предварительная договоренность, что мы будем информировать агентство о ценах, по которым импортеры закупают рыбу.

Также в этом году в рамках официального визита министра сельского хозяйства Чили в Российскую Федерацию у нас состоялась встреча с чилийскими экспортерами, где мы договорились о совместной работе по пресечению налоговых нарушений. Это важный шаг, потому что ранее у нас не было доступа к инвойсам производителей. Мы знали только, по какой цене рыба импортируется, и соответственно могли уведомить об этом надзорные ведомства. Но когда мы объединим усилия непосредственно с производителями, к примеру чилийского лосося, очень легко отследить, по какой цене рыба реально продается, а по какой – декларируется на таможне, и сделать выводы.

В условиях недостаточно эффективной координации между налоговыми и таможенными органами информация, которая поступает со стороны отраслевых союзов, крайне важна в плане предотвращения подобного рода нарушений. Мы направляем ее и в налоговую, и в таможенную службу, и в Росрыболовство, а в случаях, когда нарушения носят циничный и неприкрытый характер, доходим до администрации Президента.

– В рамках борьбы с налоговыми нарушениями, связанными с занижением таможенной стоимости рыбных товаров, у ассоциации налажено взаимодействие с Федеральной таможенной службой, с налоговыми органами? Каким образом ведется совместная работа?

– Внутри Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка сформирован комитет по внешнеэкономической деятельности. В его состав входят эксперты – представители активных компаний-участников ассоциации, подписавших хартию добросовестных импортеров рыбы и морепродуктов, которые формируют нашу позицию по различным вопросам импорта. Затем эта позиция доносится до таможенных и налоговых органов. Взаимодействие налажено с руководством Федеральной таможенной службы, а также Балтийской таможни, Псковской таможни, Московской областной таможни, Центрального таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления.

Ассоциация принимает активное участие в совещаниях, консультативных советах и семинарах со специалистами таможни, зачастую выступает их инициатором. Мы постоянно участвуем в работе круглого стола под руководством главы ФТС Андрея Бельянинова, на котором рассматриваются актуальные вопросы таможенного оформления рыбной продукции. Эти встречи проходят на регулярной основе в среднем раз в квартал. В рамках выполнения решений, отраженных в протоколах совещаний, ассоциация предоставляет ценовую информацию о закупочных ценах своих участников, на которые таможенные органы могут ориентироваться при принятии решений об определении таможенной стоимости той или иной рыбопродукции.

Поскольку вопросы противодействия уклонению от таможенных платежей и занижению таможенной стоимости стоят на стыке полномочий двух служб – ФТС и ФНС, – эксперты ассоциации присутствуют и на межведомственных совещаниях, помогая выработать эффективные меры. Так, в рамках взаимодействия между СЗТУ и налоговой службой были намечены проверочные мероприятия по видам продукции, которые являются объектами недобросовестного декларирования, в частности это угорь, килька, сельдь, лососевая икра.

В свою очередь действует приказ ФТС, согласно которому по отношению к добросовестным участникам ВЭД применяются меры по минимизации рисков при таможенном оформлении, в основном связанные с сокращением времени прохождения таможенных процедур. Согласно приказу, одним из условий включения предприятия в списки «зеленой зоны доверия» является рекомендация отраслевого объединения, которое также должно соответствовать достаточно строгим критериям. Наша ассоциация является одним из таких объединений и может давать рекомендации своим членам после тщательного анализа деятельности предприятия.

На сегодняшний день в стадии подписания находится соглашение с СЗТУ о предоставлении информации о закупочных ценах и экспертной аналитической информации для определения уровня цен по определенным видам продукции. Эти данные будут предоставляться по запросу таможенных органов в режиме онлайн в процессе таможенного оформления и станут одним из ориентиров для таможенных органов при установлении ценовых характеристик товара. Это необходимо для поддержки таможни при разбирательствах, когда недобросовестные участники ВЭД через суд пытаются оспорить корректировки явно заниженной таможенной стоимости. Ранее таможня в 90-95% случаях проигрывала такие дела, потому что претензии по таможенной стоимости выставлялись без качественного обоснования. После заключения соглашения эксперты ассоциации смогут на законных основаниях оказывать содействие таможенным органам в судебных процессах.

– Продолжают развиваться события вокруг взаимоотношений сети «МЕТРО Кэш энд Керри» с поставщиками рыбопродукции: две компании, входящие в состав Рыбной ассоциации, обратились в суд с исками о возмещении ретейлером ущерба. С учетом вызванного резонанса, насколько острыми остаются проблемы в работе с крупными иностранными торговыми сетями?

– Разбирательство Федеральной антимонопольной службы с «МЕТРО Кэш энд Керри» тянется с 2010 года. Две компании, входящие в нашу ассоциацию, «СК Торговля» и «Русская рыбная компания», подали иски в Арбитражный суд Москвы в связи с созданием ретейлером дискриминационных условий для поставщиков рыбной продукции. В частности, компании-поставщики были вынуждены заключать с торговой сетью договоры по оказанию рекламных услуг, которые на деле им не оказывались. ФАС провела проверку, признала правоту рыбных компаний и выписала «МЕТРО Кэш энд Керри» штраф на сумму 126 млн. рублей, который ретейлер с тех пор пытается оспорить.

В апреле 2014 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил правомерность выводов антимонопольной службы. В настоящее время по иску «Русской рыбной компании» уже состоялись предварительные слушания в Высшем арбитражном суде, и в августе начнется рассмотрение дела по существу.

На наш взгляд, проблема требует создания прецедента, потому что практика навязывания дополнительных услуг или «скрытых бонусов» распространяется не только на рыбную продукцию. Ущерб членов нашей ассоциации оценивается в 211 млн. рублей, но в целом по предварительным подсчетам речь может идти об объеме претензий в размере 10-12 млрд. рублей, и это касается только рыбной группы товаров.

У «МЕТРО Кэш энд Керри» около 50 поставщиков рыбной продукции, которые, по нашей информации, сейчас готовят иски к ретейлеру. Претензии существуют и к другим иностранным сетям, среди которых «АШАН», «СПАР», «БИЛЛА» и т.д. Российские сети, как правило, идут нам навстречу. Например, X5 Retail Group отменила вознаграждение за маркетинговые услуги по рыбной группе товаров. Это обнадеживающая тенденция. Однако «МЕТРО Кэш энд Керри» – крупная и агрессивная сеть, которая не стесняется оказывать давление на поставщиков, заставляя их снижать отпускные цены, и чаще всего это происходит в ущерб качеству продукции.

Создав судебный прецедент, мы рассчитываем не только вернуть деньги за несуществующую рекламу, но и избавиться от скрытых бонусов и доплат. Между поставщиком и сетью должен быть один-единственный договор – это договор поставки. Если кто-то из ретейлеров желает заключать дополнительные договоры, пусть согласовывает их с Федеральной антимонопольной службой.

Кстати, помимо бонусов в работе с поставщиками сети используют уникальные договоры, для администрирования которых нужен отдельный штат специалистов, – далеко не все компании могут себе это позволить. Текущая редакция закона о торговле, например, позволила «Метро Кэш энд Керри», учитывая сложную и запутанную систему договоров, разорить не одну мелкую и среднюю фирму.

Анна ЛИМ, газета «Fishnews – Дайджест»

Июль 2014 г.