Журнал «Fishnews»
Сергей БУБНОВ

Южный океан – возможные пути решения проблем

Российские рыбаки по-прежнему не оставляют надежды возобновить полномасштабный промысел за пределами своей экономзоны и вновь обозначить свое присутствие в Мировом океане. Однако промысел в районах Юго-Запада Тихого океана, Антарктики и Юга Индийского океана связан со многими рисками, о которых российские рыбопромышленники недостаточно осведомлены. Свой вариант решения проблемы, суть которого заключается в сотрудничестве с российскими рыбаками, стремящимися вернуться к океанскому промыслу, - предлагают в новозеландской компании ОСEANprojects Internatiоnal Ltd.

На вопросы журнала “Fishnews – Новости рыболовства” отвечают директор ОСEANprojects International Ltd, управляющий по развитию бизнеса, капитан дальнего плавания Сергей Васильевич БУБНОВ и советник-консультант по правовым вопросам, юрист по образованию (Auckland University, New Zealand) для OCEANprojects Int. Ltd. Антон Алексеевич БАБКОВ.

- Для наших рыбаков, безусловно, наиболее перспективной и притягательной является южная часть Тихого океана и зона Антарктики.

- Это совершенно оправданно, поскольку там ведется успешный промысел таких видов водных биологических ресурсов (ВБР), как криль, клыкач, краб, ледяная. На подводных хребтах в открытой части океана облавливается эригонус, карась, солнечник, сериорелла, путассу. И, конечно, основной объект добычи – ставрида.

Наряду с этим имеются перспективы для расширения промысла в данных районах, поскольку различные национальные исследования подтверждают наличие запасов ВБР, исчисляющихся десятками миллионов тонн. Безусловно, флот необходимо туда выдвигать. В то же время я совершенно согласен с тем, что частному бизнесу выходить в этот район непросто.

- Как Вы определите степень сложности ведения промысла в южной части Мирового океана?

- Сегодня это не только промысел в открытом океане, но это, прежде всего, сложная, требующая большого опыта комплексная международная сфера деятельности, определяемая законодательствами в отношении территориальных вод, 200-мильных экономических зон, региональных международных организаций по использованию природных ресурсов, законами ООН и многими другими правовыми актами.

Это поле деятельности не только рыбаков, но и государственных структур стран участников, их политиков и дипломатов, юристов и работников министерств, коммерсантов, рыночников и снабженцев, ремонтников и научных работников, экологов и специалистов оперативного, административного, финансового управления флотом, работников иммиграционных служб и служб занятости населения и трудоустройства и многих других.

Тем временем сегодня более 30 государств и международных корпораций заявили о своем намерении или уже начали вести активную промысловую деятельность в юго-восточной части Тихого Океана. И российским рыбакам придется работать здесь, во-первых, в условиях жестокой конкуренции, а во-вторых, при отсутствии организации, которая бы занималась решением комплекса вопросов и задач оперативного управления промысловой деятельностью флота и которая бы имела практический опыт океанического рыболовства и обладала деловыми и правовыми знаниями местного характера.

С 2004 года ведется широкое обсуждение предложений в срочном порядке устранить пробелы в управлении использования рыбных ресурсов на юге Тихого океана. Эти дискуссии ведут к созданию Южно-Тихоокеанской региональной организации по управлению и использованию рыбных ресурсов (SPRFMO), которая намерена действовать в регионе в дополнение к CCALMR (Антарктической организации по использованию и сохранению рыбных ресурсов). Предполагается, что основной задачей SPRFMO (www.southpacificrfmo.org – очередная международная конференция проходила в период 02-14 ноября 2009 года в г. Окленд, Новая Зеландия) будет обеспечение сохранности рыбных ресурсов южной части Тихого океана и регулирование их использования. Также очевидно, что SPRFMO будет являться международной организацией, функции которой аналогичны тем, которые в настоящее время выполняются как АНТКОМ (www.ccamlr.org), так и национальными организациями стран региона, осуществляющими контроль за использованием рыбных ресурсов в 200-мильных исключительных экономических зонах.

- Какие пути решения проблем ваша компания может предложить российским рыбакам, решившим отправиться на Юг?

- Приоритетами нашей деятельности являются три направления. Первое – OCEANfisheries, – решение вопросов регионального управления промысловой деятельности флота в районах Юго-Запада Тихого океана, Антарктики и Юга Индийского океана. Второе – OKEANtehnology – использование современных технологий интеграции промысловой и традиционной электронной картографии, данных судового рыбопоискового и промыслового оборудования и современных баз данных объемной топографии океана в режиме реального времени и событий. Комплект такого оборудования экспонировался 8-10 сентября 2009 года на выставке во Владивостоке, которая проходила в рамках IV международного конгресса рыбаков (см. фото). Третье направление – OCEANseafoods – это экспорт рыбопродукции на рынки Австралии, Юго-Восточной Азии и Европы.

Исходя из этого, мы предлагаем для решения проблем, обозначенных выше, несколько вариантов сотрудничества.

Например, создание нового коммерческого предприятия (международной корпорации), которое бы занималось решением вопросов регионального управления деятельностью промыслового флота. Это управляющая компания, созданная как корпорация, зарегистрированная в Австралии и/или Новой Зеландии на основе инвестированного акционерного капитала. Собственниками организации могли бы стать как судовладельцы рыболовных судов, уже работающих в данном регионе, так и те, которые имеют намерение сделать это в ближайшем будущем.

Второй вариант – это использование заинтересованными сторонами услуг «Ocean Projects International», – компании, базирующейся в Новой Зеландии и Австралии, специалисты которой имеют 30-летний опыт работы в регионе, включая оперативное управление рыболовными судами по следующим направлениям:

- обеспечение данными о рыбных ресурсах, районах промысла и результатах промысловой деятельности – прошлое, настоящее, будущее;

- обеспечение соблюдения правил рыболовства и безопасности мореплавания;

- оперативное планирование и управление флотом;

- обслуживание в портах, ремонт и модернизация;

- выгрузка продукции, замена экипажей и решение иммиграционных вопросов;

- регистрация и сертификация судов (в отношении требований к выпускаемой продукции).

При любом варианте партнерства судовладельцы смогут сохранять контроль над управлением своими судами и право собственности на улов и произведенную на своих судах продукцию. Мы были бы рады налаживанию партнерских отношений с российскими рыбопромышленниками и готовы не только помочь им вести здесь бизнес, но и предостеречь их от многих ошибок.

Будет очень жаль, если история вновь повторится. Как известно, в конце 70-х прошлого века русские рыбопромышленники основывали совместные предприятия (СП) по всему миру, чтобы совместно c партнерами стран, где основывалось СП, управлять промысловой деятельностью и обеспечивать базирование флота. Однако со временем деятельность СП стала иметь серьезные недостатки. Владельцы судов, входящие в совместные предприятия с участием местных партнеров, утеряли контроль в отношении коммерческой и оперативной деятельности СП и промысловых судов, так и не овладели знаниями местного рынка, утратили понимание проблем и видение путей их наиболее рационального решения. В итоге прибыль российских рыбопромышленников, флот которых работал для СП, вышла на тот минимум, который не является адекватным по отношению к стоимости вложенных ими средств. По заключению специалистов Соврыбфлота, в 1990 году разультаты работы русских рыбопромышленников в СП были признаны убыточными.

Наша идея сотрудничества кардинальным образом отличается от идеи создания СП. Основываясь на партнерстве с вновь созданной организацией или с ОСEANprojects Internatinal Ltd., принять решение о промысле на юге судовладелецы смогут с большей уверенностью и меньшим риском. Причем для них не будет надобности самостоятельно изучать все тонкости местных условий ведения бизнеса или самостоятельно обеспечивать работу судов и экипажей. С помощью вновь созданной организации и/или ОСEANprojects Internatinal Ltd. судовладельцы будет иметь возможность использовать инфраструктуру государства базирования: по вывозу продукции, по обеспечению и снабжению флота, по безопасности мореплавания, по другим необходимым направлениям, включая ремонт.

Кроме того, у нас налажено взаимодействие с местными органами власти и многими коммерческими структурами. При желании со стороны судовладельца мы можем дополнительно привлекать к работе специалистов различных профилей – экономистов, юристов, бухгалтеров и прочих. Одним словом, можно использовать всю местную инфраструктуру. И мы готовы развивать ее дальше, под нужды того флота и тех судовладельцев, которые придут работать на юг.

Но самое главное, что при таком партнерстве, которое мы предлагаем, судовладелец полностью сохраняет и контроль над своим флотом, и контроль над продукцией. Если в совместных предприятиях, о которых я уже упоминал, продукция сразу подпадала, как говорят новозеландцы, «под корону» и судовладелец никак ею не распоряжался, то здесь она остается в распоряжении судовладельца. И ему решать, поставлять ее на местный рынок или вывозить. Мы лишь предлагаем ему варианты, когда делаем для него расчеты его прибыли, даем рекомендации по оптимизации затрат и снижению потерь. Кстати сказать, благодаря той программе, которую мы представляли во Владивостоке (www.ocean-technology.net), новозеландские компании снизили потерю орудий лова практически до нуля. Отсутствие потерь орудий лова является одним из важных критериев для сертификации промысла Морским Попечительским Советом (Marine Stewardship Council). И хотя сертифицировано уже 10% мирового рыболовства, в России пока нет сертифицированных рыбопромышленных предприятий активного морского рыболовства. Для обозначения значимости сертификации приведу пример. В Новой Зеландии полностью сертифицирован промысел новозеландского макруронуса (он является прямым конкурентом русской продукции из минтая), а это 150 000 тонн ежегодного вылова. Результатом сертификации макруронуса по стандартам MSC является повышение конкурентоспособности продукции на рынках Европы, США, Азии, увеличение ее цены на 30% и около $70 миллионов долларов дополнительной прибыли ежегодно. В таком результате заинтересовано и государство, и рыбопромышленники. Новозеландские рыбаки также проходят процедуру сертификации промысла клыкача в Антарктике по стандартам MSC. В то же время одним из главных препятствий для достижения необходимого уровня конкурентоспособности работы (включая экологичность промысла) российского добывающего флота на юге как раз и является низкий уровень соблюдения жестких требований экологической безопасности – в том числе и по причине потери орудий лова вследствие недостаточных знаний промысловых районов и особенностей работы в них.

- Какие конкретные задачи оперативного управления вновь созданная управляющая компания и/или «Ocean Projects International» будет выполнять?

- Говоря коротко, характеристики, роль и задачи управляющей компании могли бы быть следующими.

Она может быть создана как акционерное предприятие с инвестируемым акционерами капиталом, зарегистрирована в Новой Зеландии и Австралии, по мере необходимости с филиалами или агентствами в других странах юга Тихого океана.

Организация должна быть вовлечена в оперативное управление судами, имеющими лицензии и/или рыболовные разрешения на право ведения промысловой деятельности в регионе от имени судовладельцев и их стран.

Одновременно с оперативным управлением промыслового флота она может обеспечивать и управлять проведением научно-исследовательских работ как в отношении уже известных рыбных ресурсов региона, так и новых исследований.
При инвестировании в научно-исследовательские проекты и проекты развития организация создает системы учета материальных средств, затрачиваемых на эти цели, и обеспечивает право их возврата как капитала, что может дать возможность приобретения юридических прав на использование рыбных ресурсов региона.

Организация обеспечивает работу на берегу по созданию высокого качества инфраструктуры (ремонт, транспорт, снабжение, соблюдение международных и местных, морских и рыболовных правил, правил безопасности мореплавания), которая постоянно доступна для промысловых судов.

Организация выстраивает отношения с местными бизнес-структурами и местными органами власти по созданию деловых отношений в интересах промысловых судов, их владельцев и экипажей.

Управление на местном региональном уровне является, на наш взгляд, наиболее важным аспектом обеспечения прибыльности промысловой деятельности, ее экономической безопасности, долгосрочной и экономически выгодной для России стратегической и геополитичекой стабильности.

OCEANprojects International Ltd (NZ & AU)

www.ocean-technology.net

www.oceansprojects.com

mail@oceansprojects.com

Александр ИВАНОВ

  • Сергей БУБНОВ
  • Антон БАБКОВ
  • На стенде 6-й Международной специализированной выставки «Перспективы развития рыбной отрасли-2009». Владивосток, сентябрь 2009 г.