Крупным планом

08 октября 2014 года
РСПП помог спасти отечественную рыбопереработку

РСПП помог спасти отечественную рыбопереработку

Правительство РФ не стало прибегать к возвращению налога с продаж. Очевидно, что не последнюю роль сыграли аргументы о влиянии налоговой нагрузки на положение бизнеса. Если говорить о рыбной отрасли, то последствия оказались бы более чем серьезными. В Российском союзе промышленников и предпринимателей подсчитали, что введение НСП практически остановило бы инвестиционную активность в рыбоперерабатывающем секторе.

Идея возвращения налога с продаж, отмененного с 2004 года, вызвала нешуточный резонанс. О том, что Правительство рассматривает вариант введения НСП, в июле сообщил министр финансов Антон Силуанов. Предполагалось, что решение о вводе налога примут субъекты Федерации, ставка его могла составлять до 3%. Ожидаемые доходы для регионов оценивались примерно в 200 млрд. рублей в год. При этом отмечалось, что, судя по прошлому опыту, основные объемы будут собираться в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области – то есть там, где действуют крупные торговые сети.

Инициатива вызвала бурное обсуждение – по проблеме высказывались представители Минфина, Минэкономразвития, эксперты. Дополнительные доходы в бюджеты, безусловно, хорошо, но сразу встал ряд вопросов: как будет осуществлять налоговое администрирование, каким образом НСП скажется на потребительских ценах, как отразится на бизнесе сосуществование НДС и налога с продаж (против этого, кстати, выступило Министерство экономического развития)? Эксперты обращали внимание на то, что новый налог не принесет существенных доходов тем регионам, которые как раз больше всего в этом нуждаются (ведь поступления зависят от объема розничного товарооборота).

Предпринимательское сообщество, естественно, не могло остаться в стороне от дискуссий по поводу возможного роста налоговой нагрузки. Так, последствия изменений (а предлагалось не только возвращение НСП, но и, например, повышение налога на добавленную стоимость) анализировались в РСПП, своими выводами ведущее бизнес-объединение делилось с членами Правительства. 23 июля состоялось совещание членов Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей с министром финансов.

В ходе обсуждения члены РСПП отмечали, что простое увеличение налогов вредно, особенно в условиях рецессии, и не позволяет решить задачу сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе. «Было предложено в первую очередь стимулировать развитие бизнеса (в том числе через более активное использование налоговых вычетов для инвестиционных расходов компаний), что позволяет увеличивать налоговую базу в перспективе. Обсуждались вопросы повышения эффективности бюджетных расходов, а также риски, связанные с реализацией отдельных налоговых инициатив», – сообщили по итогам заседания в пресс-службе союза. Рассматривались и риски введения регионального налога с продаж, в том числе сложности его администрирования.

В законопроекте, предусматривающем возвращение НСП, был установлен перечень товаров, на которые новый налог не распространяется. В их числе оказалось и продовольствие, но рыба в список не попала.

Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре детально рассмотрела, чем может обернуться возвращение налога с продаж для российского рыбного рынка и отечественной рыбопереработки.

В сегменте мороженой рыбы ежегодный прирост продаж составлял в 2009 – 2013 годах 3,5%. Следовательно, введение НСП сразу привело бы к удвоению роста цен на мороженую рыбу, обратили внимание специалисты. Объем продаж мороженой рыбы составляет 37% общего объема рыбного рынка в денежном выражении и 60% – в натуральном. Некоторые категории потребителей из рыбных товаров приобретают только мороженую продукцию.

В РСПП подсчитали, что при введении налога с продаж общая стоимость мороженой рыбы выросла бы на 9,4 млрд. рублей – с 314 млрд. рублей до 323 млрд. рублей. Соленой, маринованной и вяленой рыбы – на 2,8 млрд. рублей (с 91,5 млрд. рублей до 94,2 млрд. рублей). Рыбного филе – на 1,4 млрд. рублей (с 45 млрд. рублей до 46,4 млрд. рублей). Для сегмента морепродуктов удорожание оценили в 4,5 млрд. рублей (с 151 млрд. рублей до 155,5 млрд. рублей), для сегмента консервов и пресервов – в 1,6 млрд. рублей (с 53,4 млрд. рублей до 55 млрд. рублей). Икры – на 3,5 млрд. рублей (с 118 млрд. рублей до 121,5 млрд. рублей).

«Несколько труднее было спрогнозировать налоговый прирост для сегмента свежей и охлажденной рыбопродукции, – рассказал Fishnews председатель комиссии, член правления РСПП Герман Зверев. – По данным статистики, в 2013 году продажи этой категории товаров составили 105,5 млрд. рублей в денежном выражении. Теперь попробуем посчитать в тоннах. Объем производства свежей и охлажденной рыбной продукции в России в 2013 году составил 686 тыс. тонн, а импортные поставки – 170 тыс. тонн. Здесь есть тонкость – возможный двойной счет. Статистика считает общий показатель «Производство свежей и охлажденной рыбопродукции», и он может отражать продукцию, произведенную как из отечественной рыбы, так и из импортного сырья. Но даже в таком случае (засчитывая импортные поставки в общем объеме производства свежей и охлажденной рыбопродукции) получается следующая арифметика. Доля импорта в объеме продаж свежей и охлажденной рыбопродукции составляет 25% (доля импортной «охлажденки» на всем российском рыбном рынке – менее 5%).

Запрет импортной «охлажденки» (в связи с эмбарго – прим. корр.) приведет к сокращению сегмента свежей и охлажденной рыбы в натуральном выражении на 25%, а в денежном - на 34%. Расчет простой: общий объем продаж свежей и охлажденной рыбопродукции в 2013 году составил 105 млрд. рублей, а стоимость импортной свежей и охлажденной рыбопродукции – 945 млн. долларов (по курсу на момент подсчета – 34 млрд. рублей). Таким образом, налоговый прирост в сегменте свежей и охлажденной рыбопродукции составил бы около 3,5 млрд. рублей – с 70 млрд. рублей до 74 млрд. рублей».

В целом введение налога с продаж повлекло бы увеличение стоимости рыбопродукции на 26 – 27 млрд. рублей, указали в комиссии РСПП.

По данным экспертов, возвращение НСП повлияло бы на объем продаж в сегментах мороженой рыбы, консервов и свежей и охлажденной рыбы. Опыт 2009 года говорит о том, что в случае увеличения стоимости рыбной продукции потребители переключаются на товары-заменители – в первую очередь на мясо птицы. В период с 2009 по 2013 годы продажи рыбных товаров на российском рынке увеличились на 250 тыс. тонн, или на 175 млрд. рублей в денежном выражении. Анализ показывает: когда цена на рыбопродукцию начинает расти со скоростью выше 10% в год, продажи начинают тормозиться. В случае введения налога с продаж темпы роста цен на соленую, маринованную и вяленую рыбу, на филе рыбное, на морепродукты и консервы составили бы от 10 до 13%, а на свежую и охлажденную рыбу – свыше 25%.

При указанном росте цен объем продаж на отечественном рыбном рынке снизился бы в 2015 году с 3,6 млн. тонн до 3,4 млн. тонн – рыбный рынок откатился бы к уровню 2008 года. Снижение привлекательности рыбопродукции на рынке привело бы к увеличению фискальной нагрузки на рыбопромышленные предприятия (прежде всего, перерабатывающие), так как в условиях конкуренции рыбопродукции с товарами-заменителями сектор торговли установил бы жесткие ограничители закупочных цен на рыбопродукцию. Фискальная нагрузка на рыбоперерабатывающие предприятия уменьшила бы рентабельность этого сектора с 6 – 8% до 5 – 5,5%, что при действующих кредитных ставках практически остановило бы всякую инвестиционную активность в секторе рыбопереработки.

Подготовленные в РСПП расчеты влияния налога с продаж на рыбный рынок были высоко оценены в Министерстве экономического развития РФ и Центробанке. Видимо, другие аргументы по воздействию НСП на положение бизнеса также сыграли свою роль: кабмин решил пока не вносить законопроект об этом платеже в Госдуму. По итогам заседания Правительства 17 сентября глава Минфина также сообщил, что в проектировках бюджета на 2015-2017 годы введение налога с продаж не предусматривается.

«Некоторые регионы, особенно крупные, которые должны были по своему усмотрению вводить эти налоги и конкретно налог на своей территории, конечно, получили бы дополнительные доходы. Но, к сожалению, в этом случае наши люди, особенно в условиях более мощной инфляции, проиграли бы очень серьезно, и поэтому сейчас мы в настоящий момент отказались от такого шага, – отметил чуть позже, на форуме «Сочи-2014», глава Правительства Дмитрий Медведев. – Тем не менее, чтобы увеличить собственную налоговую базу местного самоуправления, регионам будет предоставлено право введения ряда специальных сборов за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристического или курортного сбора».

Всем понятно: более неудачного решения, чем значительное повышение налоговой нагрузки в столь непростые времена, невозможно себе представить, подчеркнул премьер-министр. Введение налога с продаж пока осталось только на уровне дискуссий.

«Практика показывает, что бизнес-объединения способны оказывать существенное влияние на формирование налоговой политики. Однако для этого необходимо глубоко и всесторонне анализировать налоговое законодательство, включая технику налогового администрирования, и уметь «оцифровывать» финансово-экономические последствия налоговых новаций», – отмечает Герман Зверев.

Александр ИВАНОВ, газета «Fishnews Дайджест»

Октябрь 2014 г.