Личное мнение

11 августа 2014 года
Анатолий ЗАКШЕВСКИЙ

Приморские рыбаки уверены в развитии прибрежного промысла креветки

Анатолий ЗАКШЕВСКИЙ, Заместитель гендиректора по производству и добыче ООО «Морской бриз»

Возросший интерес рыбопромышленников к освоению креветок может объясняться несколькими причинами. Это и результаты научных съемок, зафиксировавших восстановление запасов в 12-мильной зоне Приморья, и разрешение на переработку уловов на борту судна, а также совершенствование орудий добычи, позволяющее в скором времени отойти от тралового промысла этих ракообразных.

Добычу креветки приморские компании ведут уже не один десяток лет. Даже в самые сложные для экономики страны периоды на этом объекте работали порядка 10 судов-креветколовов. Осваивался ресурс в значительной степени в южном Приморье и западнее мыса Поворотный, в более удаленные районы рыбакам и ходить не требовалось.

В начале 2000-х низкий уровень запасов северной и гребенчатой креветок побудил ученых рекомендовать закрыть промысел. Специализированная добыча не велась несколько лет, но затем у компаний, работавших на промысле донных рыб, стали появляться значительные приловы креветок. В правилах рыболовства был пункт 15.2, согласно которому рыбаки могли использовать прилов, не указанный в разрешении на добычу, но при этом судно должно было отойти от точки траления не менее чем на 5 морских миль и только тогда продолжить. Таким образом, с 2004 по 2007 гг. компании в рамках законодательства вылавливали в год более 1,5 тыс. тонн северной и гребенчатой креветки, которую поставляли в Японию.

В 2007 г. вступила в силу новая редакция Правил рыболовства, где был исключен пункт 15.2. Однако полноценный специализированный промысел в Приморье в районе от мыса Поворотный до мыса Золотой вскоре был открыт, поскольку оказалось, что запасы находятся на достаточно высоком уровне.

Приморские компании - Преображенская база тралового флота и ООО «Морской Бриз» - предоставляли суда и участвовали в организации нескольких съемок совместно с ТИНРО-Центром и ВНИРО в 2011, 2012 и 2013 гг. В ходе этих съемок были исследованы креветочные запасы в заливе Петра Великого и севернее мыса Поворотный. Судно КЛС «Барс», работая в исключительной экономзоне, добывало с одного порядка, включающего 600 ловушек, около 80 кг, то есть около 0,13 кг на ловушку. Однако в 2013 г. «Барс», находясь в заливе Петра Великого, по научной программе выбирал 1,4 кг с ловушки. При наличии достаточных квот, там можно было бы вылавливать до 3 тонн креветки за судосутки, так как средний вылов гребенчатой креветки на порядок был немногим менее 500 кг. А это уже сопоставимо с работой креветколовного трала. Весной 2014 г. ТИНРО-Центр проводил очередную съемку в подзоне Приморье, в ходе которой подтвердился рост запасов северной и гребенчатой креветок, наблюдавшийся ранее. Допустимые уловы северной и гребенчатой креветок было предложено увеличить, сейчас эта корректировка уже прошла госэкпертизу.

Выделенная изначально приморским рыбакам квота на этот год в терморе Южного Приморья составила всего 72 тонны гребенчатой и 50 тонн северной креветки. Эти объемы были освоены практически за 2 месяца. За сутки работы среднее рыболовное морозильное судно «Рубиновый» выбирало от 1,5 до 2 тонн креветки. В терморе Южного Приморья с одного порядка можно выбирать 300-400 кг креветок, а в исключительной экономзоне этот показатель составляет 60-80 кг.

Тем не менее сейчас интерес рыбаков к работе в прибрежной зоне только растет. И дело не только в росте запасов, но и в условиях организации промысла. До 2012 г. при промысле в территориальном море пойманную креветку можно было морозить и перерабатывать только на берегу. Путь от района добычи до берега может составлять 1,5-2 суток, притом, что креветка теряет товарные свойства уже через 2 часа. Соответственно креветка в терморе оставалась невостребованной. Однако в 2012 г. постановлением Правительства была разрешена обработка улова, замораживание и перегруз креветки в районе промысла. Это и прибавило желающих добывать ее в 12-мильной зоне. Сейчас находятся такие представители отрасли, которые заявляют, что креветок там не было. Хотя они там были, не было желания их ловить.

В то же время не факт, что рыбаки, заявляющие о желании работать в ИЭЗ, действительно будут облавливать креветку там. Опыт прошлых лет показывает, что недобросовестные рыбаки, которые имеют разрешения на работу в экономзоне, часто хитрят. Такие добытчики ставят трал в экономзоне, находят места, которые не контролируют радары пограничников (мертвая зона), пересекают линию 12-мильной зоны, тралят креветку в прибрежке и возвращаются в ИЭЗ. Реально вся приморская гребенчатая креветка добывалась в территориальном море даже в 70-х и 80-х гг., и всегда в прилове была северная креветка.

С момента открытия промысла в 2007 г. рыбаки и ученые вновь столкнулись с проблемой приловов в тралах. При этом методе промысла креветок большая часть уловов состояла из других донных гидробионтов. Это побудило креветколовные компании совместно с учеными ТИНРО-Центра и ВНИРО инициировать введение запрета на добычу гребенчатой креветки с помощью донных тралов.

Однако с северной креветкой ситуация сложилась иная. Промысел северной креветки попросту нерентабельно вести ловушечным способом: ввиду ее различий с гребенчатой по размерному ряду переработка не может вестись на одинаковом оборудовании, а современные ловушки не являются селективными.

Поскольку в подзоне Приморье практически везде скопления этих объектов смешанные или тесно соседствуют друг с другом, облавливать ловушкой северную без прилова гребенчатой не представляется возможным. Гребенчатая креветка встречается практически везде, кроме больших глубин, где ловушками работать затруднительно.

Над решением этой проблемы вместе с рыбаками работают специалисты ТИНРО-Центра. В последние годы ведутся экспериментальные работы по созданию ловушек нового типа, которые позволяли бы эффективно облавливать северную креветку. После подтверждения корректировки ОДУ на 2014 г. по креветке ЗАО ПБТФ, ООО «Морской Бриз» и сотрудники лаборатории промышленного рыболовства ТИНРО-Центра собираются провести совместный рейс и определить эффективность новой ловушки, которая не позволит попавшей в нее северной креветке выбраться.

Осенью в ходе совместной экспедиции специалисты планируют опробовать 15 видов различных клапанов для ловушек. В случае положительных результатов рыбаки и ученые намерены инициировать закрытие тралового промысла креветки в Японском море, поскольку обе стороны солидарны относительно тралового промысла, как не соответствующего сохранению видового разнообразия и оказывающего негативное влияние на экосистемы.

Пока что Преображенская база тралового флота и «Морской бриз» рассчитывают приступить к работе сразу после приказа ФАР об увеличении объемов допустимого изъятия. Для промысла предприятие располагает уже обновленным флотом и если процедура согласования корректировки ОДУ своевременно завершится, то квота гребенчатой креветки в прибрежной зоне будет полностью освоена не позднее первого ноября, а квота северной – до конца декабря.

Увеличение объемов вылова креветок в 12-мильной зоне благотворно скажется на развитии береговой инфраструктуры, поскольку вся креветка поступает на российский берег для дальнейшей реализации. В одном только Владивостоке ежемесячно продается 100 тонн продукции из креветок. Стоимость ее поставок на отечественный рынок как минимум на 10% ниже, чем на японский. С увеличением добычи можно будет рассчитывать на рост местного производства, новые рабочие места на предприятиях, и повышения доли продукции с добавочной стоимостью.

Анатолий Закшевский, заместитель гендиректора по производству и добыче ООО «Морской бриз»

Fishnews

Июль 2014 г.